Муниципальное общеобразовательное учреждение "Столбовская школа" Джанкойского района Республики Крым

 





Рекомендации практическим психологам

Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. Эти срывы зависят не от теоретической, а от психологической подготовки, особенно в тех случаях, когда в силу жизненных обстоятельств у учащихся возникали и закреплялись неадекватные способы эмоционального реагирования, определяемые различными видами тревожности: мотивационной, самооценочной, межличностной, школьной, экзаменационной.

Как правило, психологов к подготовке выпускников не привлекают. В большинстве случаев им определяют роль консультантов по вопросам работы с учащимися подросткового или юношеского возраста. Тем временем процедура внешнего независимого оценивания – ситуация стрессовая. Здесь не подойдут рекомендации декларативного характера. Нужны четкие рекомендации о том, что делать родителям в период подготовки к внешнему независимому оцениванию, как вести себя учителям и, наконец, что делать выпускникам.

Это системная работа, которую могут проводить практические   психологи школ, а там, где они отсутствуют, - классные руководители. Перед её началом полезно сравнить особенности проведения традиционного экзамена и испытания в форме внешнего независимого оценивания.

 

Отличительные особенности

Традиционный экзамен

Внешнее независимое оценивание

Что оценивается?

Важны не просто фактические знания, а умение их преподнести. Уровень развития устной речи может позволить «скрыть» пробелы в знаниях

Оцениваются фактические знания и умение рассуждать, решать, а также умение удерживаться в рамках задания, понимать формулировку, организованность

Что влияет на оценку?

Большое влияние оказывают субъективные факторы: контакт с экзаменатором, общее впечатление и т.д.

Оценка максимально объективна

Возможность исправить собственную ошибку

На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи от экзаменатора и можно ее исправить во время рассказа или при ответе на вопрос экзаменатора, на письменном — при проверке собственной работы

Можно заметить и исправить ошибки при проверке

Кто оценивает?

Знакомые ученику люди

Компьютер, незнакомые и невидимые эксперты

Когда можно узнать результаты экзамена?

На устном экзамене — практически сразу, на письменном — в течение некоторого времени

В течение нескольких дней

Критерии оценки

Известны заранее

Известны заранее, но в очень общем виде

Содержание экзамена

Ученик должен продемонстрировать владение определенным фрагментом учебного материала (определенной темой, вопросом и т.д.)

Тестирование охватывает практически весь объем учебного материала

Как происходит фиксация результатов?

На письменном экзамене — на том же листе, на котором выполняются задания. На устном — на черновике

Результаты выполнения задания необходимо перенести на специальные бланки ответов

Стратегия деятельности во время экзамена

Унифицированная

Индивидуальная

 

Длительность экзаменационного периода продолжается 2-3 недели, что бывает достаточным для возникновения и развития синдрома экзаменационного стресса, это проявляется в нарушении сна, повышенной возбудимости, возникновением чувства тревоги, повышением или снижением давления и других показателей, вызывая у выпускников необоснованный страх перед внешним независимым оцениванием, нежелание учиться, неуверенность в собственных силах.

Для снижения стрессовых факторов, травмирующих нервную систему и организм в целом, необходимо проводить мероприятия, направленные на профилактику стресса, позволяющие безболезненно относиться к будущему внешнему независимому оцениванию и подготовке к нему. Эта работа включает комплекс мероприятий, позволяющих достичь поставленной цели (подготовиться и успешно пройти внешнее независимое оценивание) с наименьшими потерями для здоровья, и имеет следующую структуру

Психологическая подготовка выпускников (учителей) к внешнему независимому оцениванию должна состоять из трех этапов: предварительного, основного, постэкзаменационного. Использование именно такого подхода является важным, так как своевременно дает возможность не только оценить свое психоэмоциональное состояние, но и научиться управлять определенными психофизиологическими процессами. Это нашло свое отображение в предварительном и основном этапах подготовки к внешнему независимому оцениванию. Введение постэкзаменационного этапа позволяет завершить ситуацию стресса конструктивным способом, а это является необходимым для сбережения психологического здоровья.

 Каждый из этапов имеет свои особенности и по содержанию отличается один от другого. Таблица 1 четко показывает эти отличия, а именно:

№ этапа

Содержание этапа

1

Предварительный (информационно-диагностический)

2

Основной (реконструктивно-формирующий)

3

Постэкзаменационный (реабилитационно-закрепляющий

 

В процессе предварительной подготовки (1 этап) необходимо провести диагностический срез психоэмоционального состояния выпускников.

Для изучения психоэмоционального состояния выпускников используют различные психодиагностические методики. Наиболее распространенные из них:

1         Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина;

2         Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка;

Для получения более достоверных результатов предложенные методики целесообразно применять в комплексе. Психолог или классный руководитель может выбрать одну или несколько диагностических методик для оценивания уровня психоэмоционального напряжения выпускников. Результаты тестирования должны быть использованы для своевременного оказания психологической поддержки и помощи. В течение учебного года можно провести опрос выпускников, готовящихся к экзаменам или ВНО.

Цель проведения опроса:

1         Выявить отношение выпускников к уровню своей подготовки к экзаменам или ВНО;

2         Определить уровень и причины тревожности в связи с экзаменами или ВНО;

3         Ознакомить администрацию и педагогический коллектив с полученной информацией.

На 2 этапе проводится профилактическая и коррекционная работа с использованием методов аутогенной тренировки, дыхательной гимнастики, нервно-мышечной релаксации.

Особенно нужно обратить внимание на 3 этап. Именно он чаще отсутствует в программах профилактики стрессов. Обсуждение ситуаций, определение наиболее полезных стратегий поведения каждого случая, анализ использованных методик и анализ причин, мешающих их использованию, дополнительных релаксационных упражнений – все это может быть материалом для реабилитационного этапа. Именно таким образом приобретенный опыт переходит в сознание и может быть использован в подобной ситуации и дальше.

Внешнее независимое оценивание имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Ниже приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики.