Рекомендации практическим психологам
Срывы на экзаменах являются распространенным проявлением волнения, тревоги и даже страха. Эти срывы зависят не от теоретической, а от психологической подготовки, особенно в тех случаях, когда в силу жизненных обстоятельств у учащихся возникали и закреплялись неадекватные способы эмоционального реагирования, определяемые различными видами тревожности: мотивационной, самооценочной, межличностной, школьной, экзаменационной. Как правило, психологов к подготовке выпускников не привлекают. В большинстве случаев им определяют роль консультантов по вопросам работы с учащимися подросткового или юношеского возраста. Тем временем процедура внешнего независимого оценивания – ситуация стрессовая. Здесь не подойдут рекомендации декларативного характера. Нужны четкие рекомендации о том, что делать родителям в период подготовки к внешнему независимому оцениванию, как вести себя учителям и, наконец, что делать выпускникам. Это системная работа, которую могут проводить практические психологи школ, а там, где они отсутствуют, - классные руководители. Перед её началом полезно сравнить особенности проведения традиционного экзамена и испытания в форме внешнего независимого оценивания.
Длительность экзаменационного периода продолжается 2-3 недели, что бывает достаточным для возникновения и развития синдрома экзаменационного стресса, это проявляется в нарушении сна, повышенной возбудимости, возникновением чувства тревоги, повышением или снижением давления и других показателей, вызывая у выпускников необоснованный страх перед внешним независимым оцениванием, нежелание учиться, неуверенность в собственных силах. Для снижения стрессовых факторов, травмирующих нервную систему и организм в целом, необходимо проводить мероприятия, направленные на профилактику стресса, позволяющие безболезненно относиться к будущему внешнему независимому оцениванию и подготовке к нему. Эта работа включает комплекс мероприятий, позволяющих достичь поставленной цели (подготовиться и успешно пройти внешнее независимое оценивание) с наименьшими потерями для здоровья, и имеет следующую структуру Психологическая подготовка выпускников (учителей) к внешнему независимому оцениванию должна состоять из трех этапов: предварительного, основного, постэкзаменационного. Использование именно такого подхода является важным, так как своевременно дает возможность не только оценить свое психоэмоциональное состояние, но и научиться управлять определенными психофизиологическими процессами. Это нашло свое отображение в предварительном и основном этапах подготовки к внешнему независимому оцениванию. Введение постэкзаменационного этапа позволяет завершить ситуацию стресса конструктивным способом, а это является необходимым для сбережения психологического здоровья. Каждый из этапов имеет свои особенности и по содержанию отличается один от другого. Таблица 1 четко показывает эти отличия, а именно:
В процессе предварительной подготовки (1 этап) необходимо провести диагностический срез психоэмоционального состояния выпускников. Для изучения психоэмоционального состояния выпускников используют различные психодиагностические методики. Наиболее распространенные из них: 1 Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина; 2 Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка; Для получения более достоверных результатов предложенные методики целесообразно применять в комплексе. Психолог или классный руководитель может выбрать одну или несколько диагностических методик для оценивания уровня психоэмоционального напряжения выпускников. Результаты тестирования должны быть использованы для своевременного оказания психологической поддержки и помощи. В течение учебного года можно провести опрос выпускников, готовящихся к экзаменам или ВНО. Цель проведения опроса: 1 Выявить отношение выпускников к уровню своей подготовки к экзаменам или ВНО; 2 Определить уровень и причины тревожности в связи с экзаменами или ВНО; 3 Ознакомить администрацию и педагогический коллектив с полученной информацией. На 2 этапе проводится профилактическая и коррекционная работа с использованием методов аутогенной тренировки, дыхательной гимнастики, нервно-мышечной релаксации. Особенно нужно обратить внимание на 3 этап. Именно он чаще отсутствует в программах профилактики стрессов. Обсуждение ситуаций, определение наиболее полезных стратегий поведения каждого случая, анализ использованных методик и анализ причин, мешающих их использованию, дополнительных релаксационных упражнений – все это может быть материалом для реабилитационного этапа. Именно таким образом приобретенный опыт переходит в сознание и может быть использован в подобной ситуации и дальше. Внешнее независимое оценивание имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. Ниже приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики. |